Триумфальное возвращение. Ретро-рецензия

-Критика - убежище для тех, у кого нет таланта

Инга Вагнер, злодей оригинальной NOLF

Феноменальный успех первой части, которую до последнего момента всерьез практически никто не воспринимал, не заставил ждать продолжения. На протяжении двух лет в недрах Monolith велась кропотливая работа над сиквелом одной из лучших игр 2000 года - No one lives forever 2. Фанатов мучал главный вопрос: удастся ли разработчикам сохранить атмосферу первой части?

И это действительно была ловушка

Немного забегая вперед скажу, что ответ - и да и нет. К сожалению, по результатам рецензии на оригинальную No one lives forever видно, что многие даже не слышали об этой серии. Поэтому в обзоре я часто буду придерживаться позиции человека или случайно нашедшего эту игру на просторах интернета или просто не игравшего в первую часть.

Санта и все-все-все

Действия NOLF 2 разворачиваются спустя год после событий оригинала. Мы играем за Кейт Арчер - обворожительную девушку-шпиона, выполняющую опасные поручения секретной британской организации U.N.I.T.Y.

В Японии вот-вот состоится встреча международных преступников и нас отправляют туда собрать как можно больше информации о ней.

Сценаристы с самого начала пытаются удивить игрока неожиданным поворотом сюжета (который не был столь неожиданным из-за популярности этого момента в тизерах) - в конце миссии Кейт Арчер попадает в засаду и ее тяжело ранят.

С особенностями игры нас знакомит своеобразный гид - механическая птица, с помощью которой на протяжении всего игрового процесса с нами общается некий доктор Санта, то и дело давая советы.

Наиболее инновационной является система *прокачки* героя, добавляющая своеобразную неповторимость персонажу (хотя, по-секрету, реализация этой системы довольно посредственная). Разработчики приготовили для нас 8 характеристик, улучшение которых напрямую влияет сразу на несколько параметров. Ниже я привожу таблицу со всеми доступными в игре навыками.

[line]

- В игре 8 характеристик, каждая из которых влияет на группу навыков.

- При увеличении характеристики на 1 пункт все навыки, входящие в его группу, также увеличиваются.

- Сама характеристика не дает никакой прибавки к параметрам, вес имеют только ее навыки.

- Любую характеристику можно повысить максимум 5 раз.

- Непонятная третья колонка с процентами показывает бонус, который дается при полной прокачке данного навыка.

Незаметность

Бесшумность

Снижение шума, производимого при ходьбе и беге

1000%

Маскировка

Уменьшение времени, необходимого для того, чтобы спрятаться

1000%

Отрыв

Повышение вероятности отрыва от преследователей

250%

Примечания:

- В NOLF 2 в прятки играть стало немного интереснее. При определенных условиях эффективность нашей маскировки значительно возрастает. Если вы увидите пиктограмму в виде глаза, то можете быть уверенными, что враг вас здесь не заметит.

- Еще одним нововведением стала возможность оторваться от погони. Успешно маневрируя между препятствиями или просто убегая велика вероятность того, что преследователи вас потеряют.

Выносливость

Здоровье

Увеличение максимального запаса здоровья

300%

Выносливость

Уменьшение урона при падении персонажа

250%

Сопротивляемость

Уменьшение урона от яда, огня и т.д.

250%

Первая помощь

Повышение эффективности аптечек

400%

Стойкость

Уменьшение любого урона, получаемого вашим персонажем

200%

Меткость

Меткость

Повышение точности стрельбы

1000%

Твердость рук

Уменьшение дрожания оптического прицела

1000%

Стрельба в движении

Уменьшение времени, необходимого для точного прицеливания при стрельбе в движении

1000%

Примечание:

- Теперь скорость вашего перемещения влияет на точность стрельбы (именно скорость, а не само перемещение).

Физподготовка

Боезапас

Увеличение максимального боезапаса

400%

Физподготовка

Увеличение передвижения при переносе тел

100%

Примечание:

- Появление возможности прятать тела добавляет глубины стелс-составляющей. Правда, вы редко будете ей пользоваться.

Защита

Защита

Увеличение максимального количества защиты

300%

Ремонт

Увеличение эффективности защитных средств

300%

Оружие

Мастерство

Увеличение урона, наносимого вашим персонажем

200%

Эффективность

Уменьшение времени, затрачиваемое на перезарядку и смену оружия

200%

Снаряжение

Мастерство

Повышение эффективности спецснаряжения

400%

Эффективность

Уменьшение времени, затрачиваемого на подготовку спецснаряжения к работе

200%

Обыск

Скорость

Уменьшение времени, затрачиваемого на обыск тел

400%

Тщательность

Повышение вероятности того, что при обыске будут найдены полезные предметы

1000%

Примечания:

- Тела можно обыскивать. С них, как правило, можно снять патроны и оружие. Стрелы и сюрикены, выпущенные вами в противника, успешно изымаются обратно.

- Под *полезными предметами* подразумеваются различные записки (не влияющие на сюжет) и дополнительное вооружение.

[line]

Да, вы правильно меня поняли. Это спойлер

Медведи, водка, валенки

Парни из Monolith знают, чем зацепить сердце простого русского геймера. Весь потенциал игры начинает раскрываться как раз со второй миссии - миссии в Сибири. Нам выдают задание и предоставляют абсолютную свободу действия. Сразу обращаешь внимание на большие размеры карты, но потом понимаешь, что тут есть небольшой подводный камушек - локация поделена на несколько участков с фиксированными точками-переходами.

Детальность прорисовки русских солдат вызвала долю уважения к разработчикам. Рассмотреть можно любой знак отличия, начиная от шеврона и заканчивая значком классности. Приятной мелочью стало разнообразие лиц врагов. Их не так много, но это однозначно лучше сотен одноликих клонов.

На протяжении всей миссии *за кулисами* играет непонятная мелодия с явным доминированием балалайки. Лепту в русскую атмосферу, безусловно, добавляет, но уж очень она однообразна.

Американский взрыв в русской глубинке

Разбор по нотам

Музыка в игре у многих вызывала смятение. Одним она нравилась, потому что подчеркивала все происходящее на экране, другие считали ее однообразной и раздражительной. Меня порадовала особенность со сменой музыки в моменты, когда враг нашел тело союзника. Сразу понимаешь, что надо залезать подальше.

Стерео-эффекты вышли на новый уровень. Теперь даже стекла имеют свою шумоизоляцию. Браво.

Озвучка тоже выполнена великолепно. Голоса подобраны настолько грамотно, что идеально подчеркивают индивидуальность каждого характера. И все это я говорю про отечественную локализацию, отлично выполненную СофтКлабом.

Разумеется, все не может быть настолько идеальным. Даже с последним патчем монолитовцы так и не смогли полностью избавиться от проблемы исчезающего звука, частенько проявляющейся по мере прохождения игры.

Бой на мечах в доме, кружащего внутри урагана. Обыкновенный, ничем не выделяющийся день.

Стой, а то Катя будет стрелять!

Слабой стороной No one lives forever 2 неожиданно оказалось оружие. Пистолет теперь один и не всегда с глушителем. Многие огнестрельные экземпляры по неизвестным причинам так и остались в первой части.

Духи с различными ароматами теперь заменяют гранаты с малым радиусом поражения, что делает их практически неприменимыми.

Эта таблица покажет все новое оружие, заслуживающее хотя бы чуточку внимания (огнестрельное оружия я исключил, все равно там только одна винтовка и автомат):

Angry Kitty Proximity Device

Гробокот. После активации подкрадывается к врагу и взрывается.

Bear Trap

Капкан. Ловит жертву, надолго задерживая ее на месте. Враг не стреляет и вообще никак на вас не реагирует. Часто встречается баг, когда натыкаешь на капкан, находящийся от тебя в нескольких метрах. Довольно трудно поймать жертву.

Banana

Банан. Наступив на него враг падает и дезориентируется на 5-15 секунд. Часто встречается на теплых картах, хотя есть и в сибирской миссии (причем солдаты поскальзываются даже если банан лежит на глубоком снегу)

Shuriken

Сюрикен. Встречается только у ниндзь. Урон средний, скорость средняя и при этом это не мешает ему быть отличным и востребованным оружием.

Katana

Катана. Так же как и сюрикен встречается только у ниндзь. Урон высокий, на хардкоре может убить врага с одного раза.

Вердикт

No one lives forever 2 получилась отличной сбалансированной игрой, нещадно погружающей в себя с головой. Юмор на уровне первой части, главные герои все так же харизматичны. Графически она на высоте, но претензии игроков к требовательности Lithtech Jupiter имели место быть. Излишняя прожорливость движка в свое время отбила волну потенциальных фанатов.

После прохождения понимаешь, что все-таки что-то серия потеряла. Уже нет той абсолютной беспечности, которая добавляла шарма первой части. Однако, это не мешает игре оставаться в сердцах своих поклонников.

Послесловие

Не каждый знает, что образ Кейт Арчер в NOLF 2 срисовывался аж с трех моделей: Дайаны Ригг, Митци Мартин и Одри Хепберн. Но т.к. Митци Мартин была прообразом Кейт еще в первой части, то ниже я приведу пару фотографий с ее фотосессий в роли шпионки.

И следуя своеобразной традиции добавляю дополнительно несколько скриншотов.

Сравнение модели Армстронга из NOLF и NOLF 2

Остальные скриншоты